Общепринятого термина «Географическая бонистика» не существует, однако, исходя из определения, что бонистика – это, во-первых, вспомогательная историческая дисциплина, изучающая бумажные денежные знаки, боны (бумажные деньги, вышедшие из обращения) и их суррогаты как исторические источники и документы, отражающие политическую, социально-экономическую жизнь и искусство соответствующей эпохи и территории, а также природные особенности, а, во-вторых, коллекционирование бумажных денежных знаков, ценных бумаг, лотерейных билетов и пр., я попробую рассказать именно о бонистике географической как об одном из направлений коллекционирования.

Занимаясь коллекционированием бумажных денежных знаков не первый год, я, активно путешествуя по России и миру, обратил внимание на изображения реальных архитектурных и природных объектов на банкнотах (на это нельзя было не обратить внимание). Эта тема настолько увлекла меня, что я даже некоторые поездки стал планировать, исходя из того, что изображено на банкнотах разных стран и на билетах Банка России. И мне уже было интересно не только сфотографировать ту или иную банкноту на фоне соответствующего здания или памятника, но и найти дополнительную информацию о данном денежном знаке и объектах, изображённых на банкнотах.

Как известно, на современных билетах Банка России (без учёта памятных банкнот) изображены различные города и регионы нашей страны: на пятирублёвой банкноте – Новгород Великий, на 10 рублях – Красноярск и Красноярская ГЭС на реке Енисей, на 50 рублях – Санкт-Петербург, на 100 рублях – Москва, на 200 рублях – Севастополь и музей-заповедник «Херсонес Таврический» в Крыму, на 500 рублях – Архангельск и Соловецкие острова, на 1000 рублей – Ярославль, на 2000 рублей – Владивосток и космодром Восточный в Амурской области, на 5000 рублей – Хабаровск и мост через реку Амур.

Лицевая и оборотная стороны билета Банка России номиналом 5 рублей образца 1997 года

Билеты Банка России номиналом 200 рублей (образца 2017 года) и 5000 рублей (образца 1997 г. модификации 2010 г.)

Особый интерес, на мой взгляд, представляет банкнота номиналом 500 рублей. Во-первых, это самая «северная» с географической точки зрения из российских банкнот (если не считать талоны 1930-х – 1970-х годов треста «Арктикуголь» с острова Шпицберген и денежные выпуски Архангельска и Мурманска времён Гражданской войны). Во-вторых, это единственная из современных российских банкнот, на модификации которой 2010 года появился значительно изменённый рисунок (об этом ниже). А есть и в-третьих, и в-четвёртых…

На лицевой стороне банкноты изображён город Архангельск, а, именно, два городских объекта: здание Морского и речного вокзала и памятник Петру I Великому, а также парусник в порту Архангельска.

Архангельск – город на севере европейской части России, в устье Северной Двины, административный центр Архангельской области. Основан в 1584 году по указу московского царя Ивана IV Грозного. Население около 350 тыс. человек – крупнейший по населению город Русского Севера.

Исторический герб Архангельска (утверждён в 1780 году)

Современный герб Архангельска (утверждён (восстановлен) в 1989 году)

Лицевая сторона билета Банка России номиналом 500 рублей:

1997 год

Модификация 2001 года

Модификация 2004 года

Модификация 2010 года

Как видно, рисунок на лицевой стороне не менялся с годами, менялись лишь незначительно композиция рисунка, оттенки цвета и элементы защиты банкноты.

Фотографии автора, 2017 год, Архангельск

В центральной части лицевой стороны банкноты изображено здание Морского и речного вокзала Архангельска, построенное в 1972 году. Архангельск – морской и речной порт, расположенный в устье Северной Двины, примерно в 50 км от Двинской губы Белого моря Северного Ледовитого океана. Первая пристань в Архангельске была построена в 1584 году, одновременно с основанием города. До начала XVIII века Архангельский морской порт был единственным морским портом Российского государства, ориентированным на вывоз товаров в страны Европы. С основанием в 1707 году Петербургского порта значение Архангельского порта существенно снизилось, так как с этого времени почти вся торговля с иностранными государствами была переведена из Архангельска в Санкт-Петербург. Новый экономический подъём Архангельск испытал в период наполеоновских войн 1807-1813 годов. Повышенный спрос на лесоматериалы во второй половине XIX века вызвал быстрый рост лесозаготовок на Русском Севере и новый рост грузооборота порта. Большое значение для Архангельска имело строительство в 1898 году железной дороги, связавшей город с центром России. Во время Первой мировой войны Архангельск стал единственным открытым портом в Европейской России. В годы Великой Отечественной войны Архангельский морской порт по ленд-лизу принял множество судов со стратегическими товарами для нужд фронта и народного хозяйства СССР. Современный Архангельский порт – динамично развивающееся предприятие водного транспорта, активно участвующее в освоении арктических территорий, в т.ч. при строительстве порта Сабетта на полуострове Ямал и нефтедобывающей платформы Приразломного месторождения на шельфе Печорского моря (часть Баренцева моря).

Марка Почты России с изображением морской нефтедобывающей платформы «Приразломная», 2015 год

Рядом со зданием Морского и речного вокзала Архангельска на лицевой стороне этой банкноты нарисовано парусное судно. Вот что сказал в интервью газете «Московский комсомолец» в 2011 году нарисовавший эту банкноту художник Игорь Крылков (1927-2019г.г., главный художник Гознака в 1989-2002 годах, один из создателей (начиная с 1947 года) многих банкнот бывшего СССР и современной России, художник ряда почтовых марок СССР):

«На фотографии, с которой я срисовывал порт, стоял современный пароход. Но в последний момент в Центробанке сказали, что с общей идеей банкноты пароход не стыкуется. Я срочно нашёл фотографию с тем парусником и перерисовал. Откуда мне было знать, что в Архангельск он не заходил?»

В итоге на банкноте номиналом 500 000 рублей серии 1995 года оказалось изображение учебного корабля ВМС Аргентины «Либертад». После деноминации 1998 года это изображение парусника появилось и на соответствующей банкноте в 500 рублей, а затем и на её последующих модификациях. Вот так спешка Центробанка РФ при подготовке новой серии банкнот привела к такому, мягко говоря, казусу, в результате чего на билете Банка России появилось изображение корабля Военно-морских сил иностранной державы!

Лицевая сторона билета Банка России номиналом 500 000 рублей образца 1995 года

Фотографии трёхмачтового аргентинского парусника «Либертад», чьё изображение перекочевало на российские банкноты. Фрегат был построен в 1950-х годах на верфи «Рио-Сантьяго» рядом с городом Ла-Плата (Аргентина), первый выход в море – в 1962 году. Один из крупнейших парусников мира; прошёл более 800 тысяч морских миль (1,5 миллиона км), посетил около 500 портов в более чем 60 странах мира. В числе прочего, фрегат принял участие в торжествах на реке Гудзон по случаю двухсотлетия со дня образования США 4 июля 1976 года.

Третье изображение на банкноте 500 рублей – это памятник императору Петру I Великому. И с этим изображением тоже не всё так просто. Ещё раз процитируем Игоря Крылкова:

«На самом деле скульптор Марк Антокольский изготовил памятник Петру I, установленный в Петергофе, а затем ещё две копии. Одну из них отдали Архангельску, а вторую по просьбе Чехова — Таганрогу»

Художник честно нарисовал на банкноте памятник, установленный именно в Архангельске! Но дело в том, что это лишь одна из копий оригинального авторского памятника.

Русский скульптор-реалист Марк Антокольский (1843-1902г.г.), академик Императорской Академии художеств, профессор скульптуры, изготовил оригинальную статую Петра в натуральную величину в Италии и перевёл её в гипс в 1872 году. Пётр Великий изображён в момент Полтавской битвы в мундире офицера Преображенского полка; правой рукой Пётр опирается на трость, а в левой зажат эфес шпаги. На груди Петра, над сердцем – орден Андрея Первозванного. От правого плеча к левому бедру грудь императора перепоясывает орденская лента.

Памятники, выполненные по той же модели Антокольского, были установлены в Петергофе (1884 год, похищен во время фашистской оккупации в годы Великой Отечественной войны, в 1957 году скульптура была вновь отлита по сохранившейся авторской модели), в Таганроге (1903), в Санкт-Петербурге возле Сампсониевского собора (1909, находился на месте до 1929 года, восстановлен в 2003 году) и на Кирочной улице (1910, в 1930 году был передан на хранение в ленинградский Центральный военно-морской музей, где и хранится в настоящий момент), в Шлиссельбурге (1957, считается первым памятником Петру I, открытому в СССР). Гипсовая статуя Петра I (1900) хранится в Русском музее, бронзовая скульптура Петра (ранее установленная возле Сампсониевского собора) находится в Государственной Третьяковской галерее. Оригинальная гипсовая скульптура, созданная в 1872 году в Риме и послужившая прообразом упомянутым памятникам, хранится в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Памятник Петру I в Архангельске сооружён по инициативе Архангельского Губернатора Ивана Сосновского. Скульптура, расположенная в Архангельске, была отлита по модели Марка Антокольского племянником скульптора в Париже в 1909 году. Постамент из серого гранита (архитектор – младший гражданский архитектор Архангельска С.А. Пец) изготовили монахи Никольского скита Соловецкого монастыря в каменоломнях Кондострова в Онежской губе Белого моря. В 1912 году статую доставили из Парижа в Архангельск. 27 июня 1914 года состоялось торжественное открытие памятника в Петровском парке. На трёх гранях постамента выбиты годы посещения Петром I Архангельска (1693, 1694, 1702). Дата на лицевой стороне (1911) означает год проведения конкурса на проект постамента памятника. Высота бронзовой статуи – 2,5 метра, общая высота монумента – 7,5 метров.

Каменоломня на Кондострове (скит Соловецкого Монастыря). На камне, выбранном для постамента памятника Петру Великому в Архангельске, стоят Настоятель Соловецкого Монастыря архимандрит Иоанникий (Юсов) и Архангельский Губернатор И.В. Сосновский. Открытка из собрания Церковно-археологического кабинета Московской духовной Академии

Проект постамента памятника Петру I в Архангельске

Торжественное открытие памятника Петру I в Архангельске, 27 июня 1914 года

Опрокинутая статуя, 1920 год

В 1920 году статуя была сброшена с постамента как «металлическое изображение гидры капитализма – царя», а на её месте сооружён обелиск жертвам интервенции. До 1933 года статуя лежала на берегу, после чего была перемещена в фонды краеведческого музея. В 1948 году (!) памятник воссоздан на нынешнем месте – набережной Северной Двины – историческом месте основания Архангельска.

Фотографии автора, 2017 год, Архангельск

Заинтересовавшись историей создания памятников Петру I по лекалам Марка Антокольского и оказавшись через два года на матче московского «Спартака» в Ростове-на-Дону, я не мог не воспользоваться представившимся случаем и съездил на экскурсию в Таганрог, чтобы воочию посмотреть на таганрогский памятник первому российскому императору.

Памятник Петру I в Таганроге – единственный сохранившийся до настоящего времени полноразмерный экземпляр, отлитый под непосредственным руководством автора, скульптора Марка Антокольского. Высота бронзовой скульптуры 3,44 метра. Пьедестал выполнен из гранита одесским скульптором Б.В. Эдуардсом недалеко от станции Казатин (ныне – Винницкая область Украины), высота пьедестала 5,4 метра. Даты на пьедестале (1698-1998) означают 200-летие Таганрога, в честь которого и был сооружён данный монумент. Большую роль в организации установки памятника сыграл самый известный уроженец Таганрога – писатель Антон Павлович Чехов.

Бронзовая скульптура императора была отлита в Париже, в 1901 году её по железной дороге перевезли в порт Марселя. Из Марселя скульптуру пароходом переправили в Феодосию (Крым), а затем – в Таганрог. Торжественное открытие состоялось 14 мая 1903 года, памятник был установлен посреди улицы Петровской, напротив входа в городской парк.

Первоначальный вид памятника (1903 – 1916 годы)

В 1924 году фигура Петра I была снята с пьедестала и установлена в вестибюле городской библиотеки. В 1927 году памятник перенесли в городской краеведческий музей. 3 октября 1940 года памятник Петру I с разрешения Министерства культуры РСФСР был установлен на окончании мыса, на Приморском бульваре, напротив порта, с новой надписью на постаменте «Основателю Таганрога Петру I». В 1943 году памятник был перенесён оккупационными войсками к главному входу городского парка; после освобождения города вновь размещён в городской библиотеке, а затем в краеведческом музее. В 1948 году, к 250-летию Таганрога, памятник снова был перенесён к морю, на место довоенной установки на сохранившемся пьедестале. В 1958 году монумент был перенесён на новый фундамент (поскольку в старом были обнаружены дефекты), устроенный в небольшом удалении от довоенного; на этом месте памятник находится и по сей день.

Фотографии автора, 2019 год, Таганрог

Кстати, впервые в России изображение Петра I, выполненное с памятника М. Антокольского, на государственных ценных бумагах появилось в 1898 году. Это был государственный кредитный билет номиналом в 500 рублей; он выпускался до 1912 года.

Государственный кредитный билет Российской Империи номиналом 500 рублей (лицевая сторона) выпуска 1898 года

Остроумным способом Антокольский обратил внимание министра финансов С.Ю. Витте на вопрос неурегулированности их отношений в части авторских прав. В марте 1900 года Антокольский написал Витте из Парижа: «… Будучи недавно в Петербурге, мне случилось видеть новые пятисотрублёвые кредитные билеты с изображением портрета императора Петра I со статуи моей работы. Я был очень польщён такой честью, которая редко выпадает художникам при их жизни. Но так как обыкновенно издатели имеют любезность посылать автору известное количество экземпляров, то не будет ли ваше высокопревосходительство столь милостивы сделать распоряжение об оказании и мне подобной же любезности, которою были бы очень довольны мои кредиторы, да и я не меньше…». Министр финансов отдал распоряжение директору Экспедиции заготовления государственных бумаг князю Б.Б. Голицыну о выделении Антокольскому четырёх кредитных билетов пятисотрублёвого достоинства.

И вот что интересно. Скульптурное изображение Петра I работы М. Антокольского на денежных знаках и в Российской Империи и в современной Российской Федерации появилось на банкнотах номиналом в 500 рублей! Что это: тонкий продуманный ход или простое совпадение?

На оборотной стороне купюры в 500 рублей (500 000 рублей образца 1995 года) изображены монастырские сооружения на Соловецком архипелаге в Белом море (административно Соловецкие острова входят в состав Архангельской области: Соловецкий район Приморского муниципального района). Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова» включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году (объект № 632), пятым от России в хронологическом порядке.

Герб Приморского муниципального района

Герб Соловецкого района

Оборотная сторона билета Банка России номиналом 500 000 рублей образца 1995 года

Оборотная сторона билета Банка России номиналом 500 рублей:

1997 год

Модификация 2001 года

Модификация 2004 года

На оборотной стороне банкноты номиналом 500 000 рублей образца 1995 года показаны вид со стороны Святого озера на Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь и стены Соловецкого кремля, а также парусная лодка. Изображение кровли монастырских сооружений на банкноте верно с исторической точки зрения, поскольку щипцовая кровля была заменена «голландскими» скатными крышами ещё до революции 1917 года. Данное изображение без изменений перекочевало на банкноту номиналом 500 рублей образца 1997 года и последующие модификации 2001 и 2004 годов.

Соловецкий монастырь основан на рубеже 1420-х – 1430-х годов монахами Савватием и Германом. Архитектурный ансамбль собственно Соловецкого монастыря расположен на берегу бухты Благополучия Большого Соловецкого острова. Древнейшие сохранившиеся каменные сооружения: трёхглавая Успенская церковь с Трапезной и Келарской палатами (1552-1557 годы), двухстолпный пятиглавый Спасо-Преображенский собор (1558-1566), надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1596-1601). Территория монастыря окружена массивными стенами (высота – от 8 до 11 метров, толщина – от 4 до 6 метров) с семью воротами и восемью башнями, построенными в 1582-1594 годах зодчим Трифоном. Стены сооружены из огромных камней размером до 5 метров, их общая протяжённость – 1084 метра. Монастырь за свою историю выдержал несколько нападений шведов (в 1571, 1582 и 1611 годах), а также бомбардировку в 1854 году двумя английскими фрегатами.

Вид Соловецкого монастыря с суши (фотография Сергея Прокудина-Горского, 1915 год)

Вид на Соловецкий монастырь из гостиницы (фотография Сергея Прокудина-Горского, 1915 год)

В 1920 году монастырь был ликвидирован, и с этого же года на его территории расположился лагерь принудительных работ. В 1923 году был учреждён Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН), расформированную в 1939 году. С 1942 по октябрь 1945 года на территории монастыря базировалась часть Соловецкой школы юнг при учебном отряде Северного Флота, открытая по приказу наркома ВМФ СССР Николая Кузнецова.

После двух десятилетий почти полного запустения в 1967 году был создан Соловецкий музей-заповедник (как филиал Архангельского областного краеведческого музея), реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. В декабре 1988 года, спустя без малого семьдесят лет, на Соловках возобновились православные службы и был создан церковный приход, а 25 октября 1990 года Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря.

Блок с четырьмя марками Почты России «Историко-культурный комплекс Соловецких островов», 2009 год

Модификация 2010 года

С 6 сентября 2011 года в России введена в обращение 500-рублёвая купюра модификации 2010 года, изображение на реверсе которой существенно изменено: удалено парусное судно (поскольку суда такого класса никогда не использовались монахами и местными жителями); изменён ракурс изображения монастыря – за основу взят современный вид архитектурного комплекса; на купола церквей «вернулись» православные кресты. Претензия по обезглавленным церквям была одной из главных к авторам и разработчикам данной банкноты. Вот как объяснил эту нестыковку Игорь Крылков в уже упомянутом интервью «Московскому комсомольцу»:

— Дело в том, что «картинка» на любой банкноте срисовывается с фотографии. А на тот момент, когда разрабатывалась эта серия, в Соловках ещё не закончилась реставрация, не были восстановлены купола с крестами, — объясняет художник. — Но другого подробного фотоматериала мы подобрать не смогли.

Что ж, остаётся только сказать, что в данном случае историческая справедливость восторжествовала – лучше поздно, чем никогда! – и Центробанк не стал упорствовать в отстаивании «чести мундира», а исправил свою же ошибку. Теперь на банкноте изображён именно Соловецкий монастырь, а не один из ГУЛАГовских лагерей. А данная история должна стать уроком для многих и уж, в первую очередь, для самого Центробанка, поскольку денежные знаки являются визитной карточкой каждого государства, и подходить к их разработке создатели обязаны со всей ответственностью и серьёзностью, с доскональным изучением исторического, географического и картографического материала!


Список использованной литературы:

Аксёнова С.В., Жилкин А.В. Монеты и банкноты России и СССР. Полный каталог. Ростов-на-Дону: ИД «Владис», 2010.

Барашков Ю. А. «– Вы сказали: «Архангельск»?». Путеводитель по памятникам истории и культуры и достопримечательностям Архангельска. Архангельск, 2009.

Супруненко Ю.П. Земля Донская. От Ростова-на-Дону до Азова. Исторический путеводитель. М.: Вече, 2016.

Хотенов А.В. 500 мест Русского Севера, которые нужно увидеть. Путеводитель. М.: Мартин, 2016.